КАЛИКИН
Георгий Александрович
|
Георгий Александрович
Каликин закончил Высшее военно-морское училище и служил на Северном флоте.
Писал песни о море, моряках, о нелегкой службе вдали от дома. После получения
высшего музыкального образования и вступления в Союз композиторов СССР Г.А.Каликин
20 лет руководил творческой секцией «Композиторы Заполярья». Долгое время
он работал в Мурманском музыкальном училище. Его уже нет с нами, но песни,
такие как «На Мурмане август», исполняют ведущие солисты и коллективы края.
ПРИЗВАНИЕ – КОМПОЗИТОР
***
Творческая судьба композитора складывалась не совсем обычными путями. Георгий Александрович Каликин родился 12 февраля в 1935 году и вырос в городе Баку. Тяга к музыке проявилась уже в детстве, что привело его в музыкальную школу-десятилетку. Педагоги обратили внимание на талантливого мальчика и предложили ему заниматься в классе композиции. Казалось бы, жизненный путь был предрешен.
Но наряду с музыкой в мальчишке, а затем и в юноше, жило другое сильное увлечение – море. Романтический настрой со временем все-таки взял верх. И после окончания музыкальной школы-десятилетки при Азербайджанской государственной консерватории им Уз. Гаджибекова Георгий Каликин стал курсантом, поступив в Каспийское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова. В 1957 году молодой офицер прибыл на Краснознаменный Северный флот.
И до поры до времени все шло, как полагается – море, служба. Четверть века было отдано этому суровому мужскому делу. За время службы на флоте морской офицер Каликин совершил семь переходов по Северному морскому пути из Североморска во Владивосток в составе кораблей Северного флота, участвовал в пяти навигациях вокруг островов Новой Земли, а также в других экспедициях особого назначения… Но музыка не давала покоя. Моряк повсюду не расставался с нотной тетрадью. Мелодии просились на строку.
Свои первые песни Георгий Каликин написал о том, что ему было наиболее близко. Одна за другой стали появляться песни о море, о береге, о Севере и его крае. Оппозиция «музыка-флот» в биографии композитора и офицера Георгия Каликина оказалась чистой формальностью. На практике он умудрялся органично сочетать воинскую службу, исключающую фантазию по определению, с творчеством, главным врагом которого считается жесткая логика и дисциплина.
В 1962 году политическое управление Краснознаменного Северного флота выпустило сборник песен «О Северном флоте поем». В него вошли две песни Г. Каликина – «На страже полк сафоновский» и «У могилы героев». Эти песни отличали глубоко патриотическая тематика, простая, выразительная мелодия, красочная гармония. Очевидно, эта публикация придала уверенности молодому моряку. Многие последующие песни офицера-композитора пришли к слушателям со страниц флотской газеты «На страже Заполярья».
В эти же годы началось сотрудничество композитора со многими выдающимися людьми, оказавшими влияние на его личностное и творческое становление. Один из старейших мастеров советской песни Дмитрий Покрасс был первым, кому начинающий композитор отважился показать свои песни. Прослушав ряд произведений Каликина, Дмитрий Яковлевич отметил несомненную талантливость, теплоту и задушевность песен офицера-североморца. Крепкая дружба на долгие годы связала композитора и с поэтом-песенником Владимиром Матвеевым, тоже офицером-североморцем. Около ста песен – таков оказался результат творческого содружества двух моряков, двух художников, чьи взгляды и эстетические идеалы во многом совпадали.
Решающую роль в становлении творческой биографии Георгия Каликина сыграла встреча с Александрой Пахмутовой в 1965 году. Беседуя с мэтром советской песни, молодой моряк понял и отчетливо осознал, что необходимо учиться, продолжать музыкальное образование. Тогда-то и было принято непростое решение: поступить на заочное отделение теоретико-композиторского факультета Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных в Москве. Благо, командование Северного флота дало «добро» на получение второго высшего образования. Годы учебы еще раз убедили Г. Каликина в том, что музыка – это не прихоть, а призвание. Хотя совмещать морскую службу с учебой в творческом вузе молодому офицеру было достаточно сложно. Но легких путей Георгий Александрович никогда не искал.
Пять лет пролетели незаметно. Приближалось окончание института. В качестве темы для дипломной работы композитор выбрал песенное творчество своей главной наставницы, А. Н. Пахмутовой. Дипломная работа Каликина так и называлась: «Некоторые особенности песен Александры Пахмутовой». Непосредственное знакомство с совершенными образцами песенного искусства, проникновение в творческую лабораторию такого большого мастера советской песни, как Пахмутова, дали молодому музыканту немало целевых творческих навыков. Это, прежде всего, требовательное отношение к поэтическому тексту, строгий, рациональный отбор выразительных средств, первостепенное внимание к мелодической стороне песни. Справедливости ради, стоит отметить, что песенная стилистика тех лет была общей для многих композиторов. Целая плеяда молодых музыкантов того времени воспитались на лучших образцах песенного творчества Дунаевского, Соловьева-Седого, Блантера – на советской классике.
Огромное значение для формирования творческой натуры молодого композитора имело и личное общение с Александрой Пахмутовой. Из ее рук Георгий Каликин получил творческое благословение, под ее непосредственным руководством прошел боевое крещение как композитор-песенник. Александра Пахмутова стала рецензентом дебютного авторского сборника песен Г. Каликина, дав им высокую художественную оценку. В своем отзыве о музыкальных композициях молодого североморца она, в частности, писала: «Песни Георгия Каликина написаны профессионально, с хорошим вкусом и знанием жанра».
Первый авторский сборник песен Георгия Каликина вышел в Мурманском книжном издательстве в 1971 году. Назывался он «Берег вдали». Всего в него вошли двенадцать песен. Все они отмечены ярко индивидуальными чертами. Большинство композиций посвящено морякам, рассказывает об их нелегкой службе. Написанные в жанре вальса и романса, эти песни отличаются эмоциональной выразительностью, рельефной, пластичной мелодией. Среди них – «В отсеке», «Берег вдали», «Полярный путь».
Нашли свое место в сборнике и лирические песни. Ярко и жизнеутверждающе звучат темы, сочиненные в жанре марша. Они исполнены бодрости и оптимизма. Это «Мурманские причалы», «Моряк в Берлине» и другие. Песни Георгия Каликина, вошедшие в сборник «Берег вдали», написаны на стихи известных поэтов Заполярья: Владимира Матвеева, Аркадия Мееровича, Леонида Крейна. Не случайно Георгий Каликин чаще всего обращался именно к стихам поэтов-североморцев. Близки они ему были не столько по региону проживания, сколько по духу. В песнях поэтов Севера он находил то, что прочувствовал и пережил сам.
После выпуска первого сборника композитор продолжал много и упорно работать. В 1974 году он стал членом Союза композиторов СССР, при этом – первым членом Союза композиторов на Кольском полуострове. В этом факте – признание недюжинного таланта и больших творческих возможностей Георгия Александровича.
Важным этапом в творческой биографии композитора стала работа над музыкой к спектаклю Драматического театра КСФ «Разведчики». Эта театральная постановка была посвящена тридцатилетию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Действие пьесы Н. Шинкарева и С. Щенникова происходит в октябре 1944 года на Северном флоте. Разведгруппа при штабе флота получает задание – добыть любой ценой карты и документы опорного мыса Крестовый, где фашистская армия создала артиллерийскую базу, закрывающую путь наступательным действиям советских войск. В неимоверно сложных условиях разведчики все же выполняют задание командования.
Мужеству, силе духа советских воинов и был посвящен спектакль. Музыка Георгия Каликина стала важным и неотъемлемым компонентом этой постановки. Среди музыкальных фрагментов надолго остаются в памяти полное драматизма и экспрессии вступление, героическая «Баллада о торпедных катерах», задушевная. С оттенком легкой грусти вспоминается песня «Вольная чайка».
Сотрудничество флотского композитора с флотским театром «Разведчиками» не ограничилось. Позднее Каликин сочинил музыку еще для одного спектакля Драматического театра Северного флота. Оригинальное музыкальное обрамление «Виндзорских насмешниц» по пьесе великого драматурга В. Шекспира надолго запомнилось зрителям этой постановки.
***
Жанровый диапазон творческих исканий композитора всегда был широк и разнообразен. Кроме песен и театральной музыки, в его авторском портфеле сохранилось немало интересных инструментальных сочинений. Это фантазия для духового оркестра «Я люблю тебя, море», «Дивертисмент» для флейты, кларнета и фортепиано, «Романтическое трио», пьеса для скрипки и фортепиано «Наедине», «Посодобль», «Музыка для флейты, кларнета и фортепиано», сюита для баяна и ансамбля народных инструментов.
Однако живой интерес к поэтическому тексту и особое внимание к мелодическому рисунку заставляют все-таки говорить о Каликине как о композиторе-песеннике. Песня, бесспорно, являлась ведущим жанром в творчестве Георгия Каликина.
У песенного жанра много секретов, постичь их дано не каждому. Но Георгию Каликину это удалось. Именно песенный жанр стал для композитора той областью музыкального творчества, где активно разрабатывались самые разнообразные темы, где творческий дар композитора раскрылся наиболее полно и многогранно. Георгий Каликин создает музыкальные композиции, исполненные пафоса, и шуточные песенки, героико-патриотические и песни-баллады.
В лирических композициях Каликина раскрываются разные грани художественной образности. Это и чувство преклонения перед скромной красотой родной северной природы, слияние с ней («Край морошковый», стихи Т. Астапенковой), и дерзкая радость покорителя звездных вершин («Живем полетами», стихи В. Матвеева), и суровая сдержанность мужского чувства («В отсеке» стихи А. Мееровича и Л. Крейна). Песня композитора «Край морошковый» дала жизнь музыкально-поэтической рубрике областного телевидения.
Он умел выбирать тексты для своих песен. В обилии поэтических имен сделать это было совсем непросто. Для того чтобы сделать достойный выбор, нужно обладать определенной культурой поэтического восприятия, хорошим эстетическим вкусом, развитым чувством гармонии. Все эти качества были присущи творческой натуре композитора.
Главное в песне – яркое мелодическое начало, вызывающее потребность пропеть ее. Каликин обладал даром мелодиста. В наибольшей мере это чувствуется в его лирических темах. Им в творчестве композитора всегда отводилось главное место. Взять, к примеру, лучшие образцы песенного творчества Каликина. По-настоящему хороши «Российские березки». Большой искренностью и теплотой отмечена песня на стихи Г. Серебряковой «Над Россией гуси-лебеди летят». В ее широкой, непрерывно льющейся мелодии – истинно русская величавость, какая-то особая сила, торжественная приподнятость. Сердечной теплотой согрета музыка песни «Реченьки-речушки». Мелодия песни глубоко западает в душу каждого слушателя, вызывая в нем истинно патриотические чувства.
А какими светлыми, добрыми звуками наполнена каждая музыкальная фраза песни «На Мурмане август»! Как естественно и свободно развивается ее мелодия, каким чистым родником льются прекрасные, задушевные стихи Марка Рейтмана, наполняя сердце каждого любовью и нежностью к неброской красоте нашего северного края.
Именно лирическая песня оказалась наиболее близкой творческой индивидуальности композитора. В ней полно выразилось мироощущение автора, отчетливо выявились различные грани творческих поисков Г. Каликина. Можно сказать, что в лирических песнях обобщаются наиболее характерные черты творческого стиля композитора.
Специфичными особенностями песенного творчества Каликина, по мнению его друга и коллеги, музыковеда и композитора В. Боброва являются, прежде всего, искренность в выражении чувств, яркая экспрессия мелодии, особая доверительная интонация музыкальной фразы. В своей статье «Призвание – композитор» он пишет: «Стоит внимательней вглядеться в нотную запись, вслушаться в ее живое звучание, как обнаруживаешь поистине тончайшую работу композиторской мысли: неожиданный гармонический оборот, усложненный диссонирующим звуком аккорд, тонкий, выразительный подголосок, красивый, полнозвучный проигрыш между куплетами».
Другой музыковед, член Союза композиторов СССР Н. Гродницкая в статье «Талант – это работа», посвященной творчеству Каликина, точно подметила иные характерные черты его лирического языка: «Привлекая естественностью мелодического движения, пользуясь вроде бы обиходным языком, Каликин нигде не грешит банальностью, затертостью интонаций».
В большом музыкально-песенном пласте творчества Каликина отдельный мощный слой составляет гражданская лирика. Музыкальное воплощение этой трудной для воплощения темы отличает гармонический сплав мужественности и сердечности, строгой простоты в отборе средств и искренности. А эти качества никогда не оставляли равнодушными истинных поклонников песни. Неизменно тепло воспринимаются слушателями «Мурманские причалы», «Песню в тишине» на стихи В. Матвеева, и «Берег вдали» (Стихи А. Мееровича) и многие-многие другие песни Георгия Каликина.
- Моя работа тесно связана с жизнью, ратными буднями флота, - рассказывал сам Георгий Александрович в интервью газете «На страже Заполярья». – Лучшие свои песни я посвящаю морякам, первым их исполняет мой любимый ансамбль песни и пляски Северного флота.
Каликин активно работал и в жанре песен гражданско-патриотического звучания, оставаясь неизменно верным теме моря, Родины, мужества. Широко известны на Севере его «Баллада о венском камне» (стихи Т. Сумманена), «Солнце грядущего» (стихи В. Матвеева), «Горсть земли» (стихи М. Айтхожиной), «Чтоб мирно дети сны смотрели» (стихи В. Синицына), «Давно прошла война» (стихи В. Смирнова).
Песни эти любимы и признаны. Ведь главная черта музыки Г. Каликина – широкая доступность. Сочинения композитора трижды становились лауреатами Всероссийского конкурса советской песни, заслуженно стал он и лауреатом Всесоюзного конкурса «Пою мое Отечество», посвященного 70-летию Великого Октября. Как говорил сам Георгий Александрович: «Музыку пишу, чтобы она была всем понятна». Его творчество хорошо знакомо не только северянам, песни его поют многие. Такие «визитки» композитора как «Край морошковый» на стихи Таисии Астапенковой и «Песня о Североморске» на стихи Марка Рейтмана давно известны далеко за пределами Полярного круга. Еще при жизни композитора они уже звучали в Москве и Ленинграде, Севастополе и небольшом городе Вязники. Их исполняли такие прославленные коллективы, как ленинградский концертный оркестр под управлением А. Бадхена, образцово-показательный духовой оркестр Министерства обороны СССР, вокальный квартет «Улыбка» и многочисленные участники художественной самодеятельности.
Немало у композитора песен о студеном Баренцевом море, о легендарном Северном Краснознаменном военно-морском флоте. А это значит, звучат эти песни не только на Балтике, Дальнем Востоке, Черном и Баренцевом морях, но вместе с ансамблями этих флотов прославляют нашу Кольскую землю и за рубежами Родины.
***
Человек творчески активный, Георгий Каликин всегда вел большую концертную и просветительскую деятельность. Начиная с 1985 года, более десяти лет Георгий Александрович был преподавателем Мурманского музыкального училища. Он вел курс инструментоведения на эстрадном отделении, читал лекции по «Истории стилей эстрадной и джазовой музыки».
Композитор много ездил по области, часто встречался с моряками и воинами Северного флота, выступал по радио и телевидению, поддерживал тесный творческий контакт со многими коллективами и исполнителями. В частности, его связывала многолетняя творческая дружба с Ансамблем песни и пляски Северного флота, солистами областной филармонии, творческими коллективами музыкальных школ, Дворцов культуры, клубов. Выступал он с концертами на кораблях, в войсковых частях у пограничников и авиаторов. По поручению командования Северного флота неоднократно работал в составе жюри на флотских смотрах художественной самодеятельности.
Человек творчески активный, он постоянно встречался со слушателями. Причем шел к ним не только со своими произведениями. Он всегда много занимался пропагандой музыкального искусства, затрагивал в ходе встреч самые разные музыкальные темы. Георгий Каликин щедро делился своим композиторским опытом с молодыми музыкантами. Он прекрасно понимал и разъяснял другим, что наиболее плодотворной частью творческой деятельности композиторов области является песня. Практически для всех тех, чьи пути переплелись с творческой личностью композитора, этот жанр стал одним из любимых.
Многие годы Каликин был музыкальным консультантом газеты «На страже Заполярья», а также являлся председателем секции самодеятельных композиторов при Мурманском областном научно-методическом центре народного творчества. Под его началом были такие легендарные личности, как заслуженный артист РСФСР дирижер-хормейстер флотского Ансамбля песни и пляски Виктор Гостинский; заслуженные работник культуры РСФСР директор Мурманского музыкального училища Михаил Тавриков; кавалер ордена Дружбы народов художественный руководитель Ловозерского ансамбля песни и танца Валентин Гуринов; заслуженный работник культуры РСФСР, кавалер ордена «Знак Почета» кировчанин Виктор Бардаков; преподаватели учебных и внешкольных заведений – отличник просвещения РСФСР Владимир Попов, композитор и музыковед Вячеслав Бобров и другие.
К сожалению, никакого официального признания, кроме грамот от командования Северного флота, при жизни композитор так и не получил. Бесследно кануло во времени звание заслуженного деятеля искусств. Восемь лет чиновники рассматривали документы Каликина и не вынесли никакого решения.
19 января 1999 года композитора не стало. Творческое наследие безвременно ушедшего маэстро богато и разнообразно. Это лирические песни, получившие широкое признание, оркестровая музыка, произведения для камерных ансамблей, музыка к спектаклям, незаконченная опера «Денис Давыдов», над которой композитор работал последние годы. А еще – клавиры песен, партитуры оркестровых сочинений, сборники песен, компакт-диск и аудиокассета с записями произведений Георгия Александровича. Остались многочисленные рукописи незавершенных произведений, фотографии, запечатлевшие Г. Каликина в разные годы его жизни, а также разнообразные публикации о жизненном и творческом пути музыканта, афиши и программы авторских концертов.
В мае 2002 года по инициативе творческого объединения «Композиторы Заполярья» при поддержке администрации Североморска во флотской столице на улице Сафонова, на доме, где жил композитор, была торжественно открыта мемориальная доска. А осенью того же года в городе-герое Мурманске, где прошли последние годы жизни композитора, вышел в свет новый авторский сборник Георгия Каликина «Песня о моем городе», подготовленный к изданию главным специалистом Центра культуры и досуга комитета по культуре и искусству администрации Мурманской и Виктором Тюриным.
В 2000 году совместно со студией СК «Рекордз» изготовлен комакт диск с песнями Георгия Каликина в который вошли более десятка его песен.
К сожалению, этот последний сборник песен пролежал под сукном более десяти лет. В него вошли десять наиболее известных песен, посвященных городу-герою Мурманску. При жизни композитора не нашлось денег, чтобы его опубликовать. И только спустя почти два года после смерти Георгия Александровича, благодаря заботам близких, друзей и коллег, сборник был издан.
В июле 2007 года была открыта мемориальная доска композитору Георгию Каликину при входе, в Мурманское Музыкальное Училище.
***
АВТОРСКИЕ СБОРНИКИ Г. КАЛИКИНА
- Каликин Г.А. Берег вдали: Песни. Рец. А. Пахмутова. – Мурманск: Книжное издательство, 1971.
- Каликин Г. Песня о моем городе. Лирические песни для хора, ансамблей и солистов (в сопровждении фортепиано). – Вступит. Ст. В. Тюрина. – Мурманский областной Центр творчества и досуга комитета по культуре и искусству Мурманской области; - Мурманск: ООО «Типография «Радиотрон», 2003.
СОВМЕСТНЫЕ СБОРНИКИ
- О северном флоте поем. – Военное издательство Политического управления КСФ, 1962.
- Здравствуй, флотская столица! Сборник песен композиторов Мурманской области. – Североморск, 1991.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА
- Бобрицкая С. Воспевать свой край // Полярная правда. – 1990. – 30 марта.
- Бобров В. Призвание – композитор // На страже Заполярья. – 1990. – 5 апреля.
- Бобров В. Песня рождается в Заполярье // На страже Заполярья. – 1990. – 13 апреля.
- Бобров В. Композиторы открывают сезон: (Беседа с композитором) / Записал А. Панюшкин // Североморские вести. – 2003. – 19 сентября.
- Гродницкая Н. Талант – это работа // Североморская правда. – 1985. – 3 сентября.
- Илюшкин А. Двуликий Каликин // Вечерний Мурманск. – 2005. – 12 февраля.
- Ивановский Е. Всегда в поиске // На страже Заполярья. – 1988. – 2 марта.
- Карцева Л. С чего начинается песня? / Беседу с композитором вела Т. Смирнова // На страже Заполярья. – 2004. – 6 марта.
- Композитору посвящается // РИО. Североморск. – 2002. - №20.
- Левин Б. Он воспевает Север наш // Североморская правда. – 1985. – 3 сентября.
- Миланов А. Одна, но пламенная страсть // На страже Заполярья. – 1999. – 23 января.
- Некрасова В. «Тобой воспетый край морошковый…» // Североморские вести. – 2002. – 17 мая.
- От офицера до композитора // Вечерний Мурманск. – 2005. – 9 февраля.
- Прощание с композитором: (Некролог) // Полярная правда. – 1999. – 22 января.
- Семенова А. Главный жанр Георгия Каликина // Североморские вести. – 2002. – 15 февраля.
- Сталинская И. Был душевным и доступным – как и музыка его // Мурманские вести. – 2002. – 15 мая.
- Столярова Н. Музыка февраля // Североморские вести. – 2005. – 11 февраля.
- Феофанова О. Музыка на память // Мурманские вести. – 2005. – 12 февраля.
- Феофанова О. Не зря звучал рояль… // Мурманские вести. – 2005. – 19 февраля.
Чернова Т. Осталась песня // Полярная правда. – 2000. – 28 января. |